Логопедические занятия на логопункте
Организация логопедического направления работы осуществляется по программе Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)». Некоторые разделы данных программ по содержанию не дают возможность в полной мере скорректировать ту структуру дефекта, которая наблюдается у детей, поэтому эти разделы дополнены материалами Филичёвой, Чиркиной и др.
Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной, подгрупповой и совместной деятельности, чередование специально организованной образовательной и нерегламентируемой деятельности, свободное время для игр и отдыха детей.
Кроме того Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка;
- принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, приёмов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели и учитель-логопед. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные участники образовательного процесса подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий по логопедической ритмике.
Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Учебный год начинается с комплексного обследования речи детей, поступивших в логопедическую группу.
При изучении детей старшего дошкольного возраста учитываются следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учёт симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учёт ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего развития.
В процессе обследования логопед выявляет объём речевых навыков у ребёнка с речевой аномалией, сопоставляет его с возрастными нормативами, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, коммуникативной активности и других видов деятельности.
При выявлении речевых дефектов логопед анализирует взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя, определяет соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребёнка, выявляет компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставляет уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основой перспективного и календарного планирования является комплексно-тематический подход, обеспечивающий постепенное концентрированное изучение материала, с учётом индивидуальных возможностей детей и зон ближайшего развития старших дошкольников, что отражается в прилагаемом «Тематическом плане коррекционно-логопедической работы», а также в «Перспективном плане работе» и «Календарном плане работе».
Вся коррекционно-развивающая работа в подготовительной логопедической группе делится по форме проведения на фронтальную, подгрупповую и индивидуальную, что составляем 10 часов в неделю.
Учебный год условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Продолжительность фронтальных занятий составляет 30 минут для подготовительного возраста. Подгрупповые занятия 2 раза в неделю, из них: 1 занятие по развитию лексико-грамматического строя и обучению связной речи и 1 занятие по развитию фонетико-фонематического строя речи и обучению начальным элементам звуко-слогового анализа, синтеза и грамоты. На индивидуальные логопедические занятия с каждым ребёнком отводится 15 минут 2-3 раза в неделю. Работа проводится с одним воспитанником или малыми подгруппами (по 2-3 человека), в соответствии с речевым дефектом и этапом работы.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
Программа занятий
Коррекционная помощь детям с нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями).
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
-
Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
-
Преодоление недостатков в речевом развитии;
-
Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
-
Нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
-
Развитие навыков звукового анализа и синтеза;
-
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).
Предусматривается следующая фронтальная работа:
-
формирование произношения;
-
формирование лексико-грамматических средств языка;
-
формирование навыков связной речи;
-
обучение грамоте.
Количество подгрупповой занятий: 2 раза в неделю.
Длительность занятий – 25 минут.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»